Суббота, 18.11.2017, 01:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Буранчинская школа

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Школьный музей

Главная » Школьный музей

материал из музея

Историческая справка ОУ.

Этапы становления школы

                                                                 В начале жизни школу помню я…

А.С.Пушкин

 Основоположником начальных школ в  Оренбургских степях для казахский детей был Ибрай Алтынсарин. Педагог-писатель, он сам составлял азбуки и учебники для обучающихся. 

     В 1931 году  была открыта начальная школа в с.Буранчи,  о чем свидетельствует запись в паспорте средней школы 1946-47гг. (документ имеется в школьном музее).

     В 1940г. она была преобразована в семилетнюю. Обучение велось на казахском языке. По воспоминаниям бывших учащихся  этой школы Искиндирова Марата, Куртабаева Айдынгалия в школе обучались дети-казахи со всей округи: с.Кумак, с.Пролетарка, с. Кзыл-жар, с.Жанаталап.

     Школа была деревянная, под железной крышей. Общая площадь около 156 кв.м.  Освещение – керосиновые лампы, печное отопление (5 печей топили дровами).

      В конце крыла находился магазин, в нем работала Кенбаева Умсылдук. Одним из первых учителей этой школы был Уразалин Абай, а директором – Каражанов Жумабай, затем Кенбаев Ерназар Хасенович, Дуйсенгазин Нигмат Дуйсенгазинович.

     Из паспорта средней школы (подлинник имеется в школьном музее)  в 1946-47гг в школе обучались 24 человека в одну смену (5-7кл.), 28 человек – во 2 смену (1-4кл.).

    К 1957 году школа обветшала ,поэтому была закрыта и переведена с 5-7 кл. в с.Кумак, а в с.Буранчах  осталась только начальная школа (1-4кл.) и находилась в деревянном здании, где сейчас проживает дочь Кинжалина Г.А. (бывшего учителя этой школы).

   В течение 1957-59гг. на месте разрушенной школы, на том же фундаменте была построена (или пристроена к остаткам старой школы, по воспоминаниям бывшего ученика Есбусинова Е.Е., так как в одной половине сохранились потолки деревянные, как в старой школе, а в остальных помазаны глиной) из бревен разобранного Кумакского детского дома, Буранчинская семилетняя школа. Школа бревенчатая, крыша двухскатная ,под шифером, барачного типа. В ней было шесть классных комнат. Занимались в две смены: 1 класс, 5-8 класс – первая смена, 2-4 класс – вторая  смена. Была в школе маленькая мастерская, с северной стороны угловая комната, затем шла учительская, первый класс, кабинет директора, а далее – остальные комнаты. Первым директором этой школы был Каражанов Гализ Жумабаевич. Почти полностью весь коллектив Кумакской школы был переведен в Буранчинскую школу. В учительском коллективе работали: Аскаров Максут Хасенович, Саркулова Асия Шаймагамбетовна, Кинжалин Галей Акбатырович, Ахметов Махмут, Мендыгалиева Мадина Залыковна, Хасанова Райся Хайбаровна,  Хусаинова Б.

    На основании записи в книге приказов (документ имеется в школьном музее) – Приказ №2 от 31 августа 1959 года  параграф №3. обучение было переведено  на русский язык.

  В том же 1959 году введено изучение иностранного языка (немецкого), а первым учителем немецкого языка был Ахметов Максут.

   В  1966 году Каражанов уехал в Казахстан, а вместо него директорами работали в порядке очередности Баязитова Софья Андреевна (1966-70гг) – ныне Довбня С.А. проживает в с. Беляевка (пенсионерка).

Надршин Губайдулла Нигматулович (1970-77гг).

Севрюков Анатолий Георгиевич.

Рахматуллин Мингалей Мингазеевич.

   В учительской школы стояли самодельные шкафы для химических, физических приборов. На шкафах  лежали карты по географии и истории, плакаты по русскому языку и математике, биологии и химии. Отапливалась школа местным водяным отоплением, кочегарка работала на угле. Ежегодно осенью и зимой учащиеся вместе с учителями затаривали вручную тонны угля в склад, запасаясь топливом. Естественно школа прогревалась плохо, было холодно, часто сидели на уроках в пальто.

    Несмотря на то, что школа была маленькая, узкий коридор, недостаточное количество классных комнат,  узкие окна, в коридоре постоянно горел свет, жизнь  в школе не останавливалась. Молодые  учителя (Хорьякова З.Ф., Бадьянова Н.Н., Сеселкина Л.И., Кравченко Р.Т., Грабельная А.Ф., Бахчеева Н.Д., Урюпина Л.., Кулева Н.А…) вносили в  ее деятельность задор, новые веяния.

    Многое делалось на чистом энтузиазме, мало того делали сборы в фонд мира, посылали посылки в Армению, когда там было землетрясение. А какие интересные огоньки встречи, конкурсы инсценированной песни, КВН проводили в школе. Сколько юмора, смекалки, выдумки проявляли во всем.

 

 

Учителя, внесшие значительный вклад в развитие ОУ

 

Дуйсегазин Нигмат Дуйсенгазинович – учитель математики. Педагогический стаж этого учителя – 37 лет. Из  этого времени – 2 года – служба в Красной Армии (1935-37гг). И с 1941-46гг – участие в Великой Отечественной Войне и служба после войны. Очень широк спектр деятельности  этого учителя: Буртинский Роно, Жанаталапская неполная средняя школа, Красноуральская начальная школа, совхоз «Беляевский», а с 1956 года Дуйсенгазин Н.Д. работает в Буранчинской семилетней школе, сначала директором, затем учителем начальных классов, с 1962 года – учитель математики и физики. Последние 1967-68гг вел в школе ИЗО и группу продленного дня, в том же году ушел на заслуженный отдых. За добросовестный, безупречный труд многократно награждался почетными грамотами РОНО и райисполкома (имеются в школьном музее).

 

   Ильбульдин Фасхей Федорович – учитель биологии, химии, географии. Удивительный человек, немножко наивный, хотя и в возрасте. Закончил сельскохозяйственный институт агрономический факультет, а затем педагогический институт факультет биологии. Очень много знал, изучал международный язык эсперанто, переписывался с эсперантистами нашей страны и за рубежом. Часто с детьми ходил на экскурсии, собирал травы, изготавливал гербарии, увлекался сбором старинных монет и вещей. В настоящее время проживает в городе Уфа.

 

  Надршин Губайдулла Нигматуллович проработал в этой школе достаточно длительное время, а начинал свою педагогическую деятельность в Кумакской семилетней школе, в качестве учителя начальных классов. Закончив заочно педагогический институт исторический факультет преподает  история, трудовое обучение и физкультуру в Буранчинской школе. Особенно любил игру в волейбол и свою любовь прививал учащимся. Ребята с удовольствием занимались этим видом спорта во вреурочное время. Играли на улице, т.к. спортзала не было. Неоднократно выступала команда на районных соревоваиях и завоевывала переходящий кубок. Этот человек не знал отдыха, во время  отпуска он работал на комбайне в совхозе имени Ленина, за что неоднократно награждался  грамотами райкома партии, т.к. добивался высокого намолота. В 1980 году Губайдулла Нигматуллович был награжден медалью «за трудовую доблесть». Семь лет он проработал директором Буранчинской школы (1970-77гг). в настоящее время проживает в селе Новочеркассы Саракташского района.

 

 

 …В 1980 году ,к великой радости сельчан, в поселке началось строительство типовой двухэтажной школы. Рождением ее считается 22 января 1982 года, именно в этот день начались занятия в этой школе. Директором тогда был Рахматуллин Мингалей Мингазеевич, он и продолжил свою  деятельность в новой школе. Красивое кирпичное здание, в котором был спортзал, о чем мечтали учащиеся и учителя, новое оборудование: лингафонный кабинет, специальный кабинет химии с подсобной комнатой ,просторные светлые классные комнаты  с дневным  освещением, широкие коридоры с холлами ,кухня и столовая, отдельная раздевалка. Много различных химических и физических приборов, новые буклеты и альбомы, плакаты и карты, диафильмы – всему этому радовались и учащиеся и учителя.  Сколько было радости, когда переходили в новую школу, с каким воодушевлением обустраивали, обживали свои классные комнаты.

Каждый из руководителей нашей школы вносил свою ленту в ее обустройство. Требовательная к себе и ко всем членам коллектива Мимангалиева Алмагуль Бисембаевна стремилась создать уют в школе, чисто по-женски подходя ко всем проблемам. Но особого рассказа требует, введенный тогда в школе, производительный труд. Наша школьная бригада работала на группе телят (40 голов). Ежедневно группа учащихся из 3-х человек во главе с учителем шли на свое рабочее место и добросовестно выполняли необходимую работу по уходу за молодняком.

  Результаты добросовестного труда не заставили себя ждать: привесы в школьной группе были самые высокие на отделении (среднемесячный привес на одну голову составил 1 кг).

На заработанные деньги были закуплены туристические путевки по городам Северодонецк-Краснодон-Ворошиловград – исторические места ВОВ. Новый 1986 год группа учащихся с руководителями Бупиой З.Н. и Сеселкиной Л.И. встречали в гостинице «Мир» в Северодонецке. Незабываемые впечатления после посещения монумента памяти краснодонских комсомольцев, которых живыми сбросили в 30-метровый шурф шахты, а музыкальное оформление и имитированные стоны из-под земли заставляли содрогнуться даже самые хлоднокровные сердца. Другая поездка была совершена группой учащихся под руководством Мурзалиной Г.К. в 1988 году в город-герой Волгоград.

 Медленно, но изменения с тепловым режимом происходили в лучшую сторону: с угля перешли на жидкое топливо, а затем – на газовое отопление, в чем  несомненная заслуга Пасюта Михаила Васильевича, который в этот период был директором школы. В годы его работы в школе было введено изучение казахского языка – национального языка села. Так как население в основном было казахское, возникла необходимость введения новой проблемы, над которой начала работу школа и продолжает работать над ней сейчас:  воспитание на национальных традициях казахского народа. В этот период начали формироваться некоторые традиционные мероприятия проводимые школой для населения, например, «Наурыз» - новый год по восточному календарю. С 1992 года этот праздник отмечается ежегодно. В 1990 году, на основе базисного плана было выделено по одному часу в каждом классе, начиная со 2 класса, на изучение казахского языка. Обучение велось факультативно, сначала Мурзалиной Г.К., которая прошла в 1992 году курсы казахского языка в г. Оренбурге, а 1993 году  приняла участие в семинаре в селе Акбулак, посвященному изучению казахского языка. Ее работу затем продолжили Уразгалиева (Альжанова) К.И.

 

Большие изменения произошли в жизни нашей школы с 2000 года, когда директором стала Мурзалина Маржангуль Саматовна. Был произведен капитальный ремонт школы, в ней стало светло и уютно, чувствуется женская рука.  Изменения  произошли и в организации учебно-воспитательного процесса: глубоко продумана работа по воспитанию детей на основе национальных традиций. Весь наработанный материал оформляется на стендах, в альбомах, папках. Богатейший материал собран коллективом  учителей по истории села Буранчи  (Бупина З.Н.), по истории развития школы и об знаменитых людях села, выпускниках школы (Ниткалеева Н.А.).

Наша школа в 2002 году приняла участие в районных конкурсах и в номинациях «Исчезнувшие села» и «Обычаи и обряды казахского народа» наши учащиеся Альжанова Майра и Ниткалеев Арсен с Адайбаевой Алией заняли соответственно 2 и 4 места.

Именно при непосредственном содействии Маржангуль Саматовны школа вышла на районный уровень. Сейчас стало вполне обычным  участие в различных районах конкурсах состязаниях. В 2002 году школа приняла участие в профессиональном конкурсе «Учитель года» в лице Бекмухамбетовой Ж.К., которая заняла II призовое место. Эту традицию  успешно продолжили следующие учителя: Мусина А.С., Киякова М.К., Бупина Р.М., Бралина С.О.

с 2004 по 2008 годы школой руководила Букаева Роза Кадыргалиевна.  Она успешно продолжила начинания предыдущего директора. В период ее руководства школа принимала активное участие во всех районных конкурсах и мероприятиях, где неоднократно завоевывала призовые места.

В настоящее время школой руководит Утегалиева Гульшат Карловна.

 

 

Выпускники – гордость школы

 

 Жазыкбаев Алибек Касымович 

Исчезнувший ныне Кумак был самым древним селом Беляевского района.  Здесь зимой 1938 года появился на свет Алибек. Семья Жазыкбаевых была большая. Пятеро детей вольно росли на песчаных берегах Бурты. Но счастливым их детство было не долго. Рано ушел из жизни отец, началась Великая Отечественная война. Матери, чтобы прокормить детей приходилось трудиться от зари до зари. Учился Алибек в Буранчах. Школу он закончил в 1953 году, в его аттестате всего две четверки, а остальные пятерки. В 1960 году он с отличием окончил профтехучилище связи в Алма-Ате, а уже в 1961 году поступил в Казахстанский госуниверситет им. С.М. Кирова. Способного и трудолюбивого парня перевели на Алма-Атинский   почтамт, а уже в 1963 году в центральный аппарат  Министерства связи Казахской ССР. В 1993 его назначают генеральным директором Республиканского государственного предприятия почтовой связи.

 

                                                   

 


Погода
Архив записей
Календарь
Поиск
Сегодня празднуем

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz